ENG

ХАРМСИЗДАТ

Санкт-Петербург: Хармсиздат, 2003. Идея, оформление издания М. Карасик.
Четыре коробки: футляры — цветная литография на картоне; 370 × 270 × 60; каждый бокс состоит из восьми авторских книг.
Тираж — 21 нумерованный и подписанный экземпляр.

1. ОБЭРИУ BOX

2. РУССКИЙ DADA

3. ЛИТКОНСТРУКТИВИЗМ

4. ЛЕНИНГРАДСКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНДЕРГРАУНД

ХАРМСИЗДАТ

Художники:
Валентин Герасименко, Виктор Гоппе, Владимир Загоров, Юлия Зарецкая, Владимир Игумнов, Татьяна Игумнова, Михаил Карасик, Григорий Кацнельсон, Владимир Козин, Борис Констриктор, Борис Кудряков, Игорь Лебедев, Дмитрий Пиликин, Виктор Ремишевский, Евгений Стрелков, Владимир Уфлянд, Борис Хаимский, Андрей Чежин, Петр Швецов, Юрий Штапаков, Сергей Якунин.

Издательский проект Михаила Карасика «Хармсиздат» существует уже 15 лет. Слово Даниила Хармса в ленинградской культуре конца 1980-х — начала 1990-х годов обладало поистине магической притягательностью. Хармс для Ленинграда-Петербурга — мифологическая фигура, «идол истоков», тайный вдохновитель художников и поэтов, ставший центром притяжения и точкой отсчета многих творческих начинаний, экстравагантных жестов и поступков. Отечественная традиция частных издательств, основанных художниками и поэтами не столь богата, однако в ней есть свои ярчайшие страницы — это издательства русских кубо-футуристов — И.Зданевича, М.Матюшина, А.Курченых, И.Терентьева. Издательский проект Ильи Зданевича знаменитый «Ильязд» — являющееся связующим звеном между русским авангардом и парижским дадаизмом, наиболее близкая к «Хармсиздату» по духу затея.

Начавшийся как индивидуальный художественный проект Михаила Карасика, «Хармсиздат» в настоящее время объединяет разных авторов, специально создающих свои книги для этого издательства. Эстетическая программа всех изданий Хармсиздата нацелена на воскрешение опыта художников и поэтов русского авангарда, художественных объединений 1920-х годов, и, в то же время, на осмысление и освоение достижений западной книги художника. В настоящее время Хармсиздат является единственным в России проектом, объединяющим художников, литераторов, искусствоведов работающих и размышляющих как над книгой художника, так и о путях развития современной графики вообще.

В проект Михаила Карасика «Хармсиздат представляет» вошли книги, объединенные понятием «книга художника». Книга художника — объект, выполненный на стыке традиционной книжной культуры и современного искусства. Их особенность — стремление к уникальности как графических техник авторской печати (офорт, высокая печать, литография, фотография, линогравюра), так и всего издания в целом, тираж которого составляет всего 21 экземпляр. Для оформления общей упаковки всего издания Михаил Карасик избрал один из самых привычных и обиходных предметов советской эпохи — спичечный коробок фабрики «Гомельдрев». Увеличенный до размеров in folio, он становится и реликтом, моментом ушедшей эпохи, и поп-артовским объектом наподобие коробок Энди Уорхола. Этикетка — обложка каждой коробки выполнена в литографской технике и стилистике русского авангарда.

Каждый из четырех блоков включает в себя восемь авторских книг, посвященных одному из направлений русского литературного авангарда. Три подборки посвящены поэзии 20—30-х годов прошлого века: группе ОБЭРИУ, Литературному конструктивизму, и литераторам, объединенным под названием «Русский Дада». Четвертая хронологически отстоит от первых трех — это «Ленинградский литературный андеграунд 70—80-х годов». Суду зрителей представлен редкий опыт совместной работы, объединивший художников Санкт-Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода. В рамках единого графического проекта они обращаются к русскому авангарду, проявляя его современное понимание и устанавливая новые связи с традициями футуристической книги 1910-х годов. Хармсиздат представляет: Русский Dada, ОБЭРИУ-box, Литературный конструктивизм, Ленинградский литературный андеграунд.

Глеб Ершов